40 лет пилотируемой космонавтике

«ПОЕХАЛИ!» Именно с этого восклицания Юрия Гагарина сорок лет назад открылась новая историческая эпоха. Люди перестали быть пленниками Земли. Стало сбываться замечательное предвидение нашего соотечественника Константина Эдуардовича Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Гагарин и Кренкель

За установление первой в истории человечества радиосвязи Космос — Земля Юрию Гагарину было присвоено почетное звание «Мастер радиоспорта». Удостоверение и значок вручил ему Председатель федерации радиоспорта СССР Эрнст Теодорович Кренкель.

Академик Несмеянов, открывая 15 апреля 1961 года пресс-конференцию, посвященную выходу человека в Космос, подчеркнул, что космический корабль был оснащен всем необходимым для безопасного полета человека и его благополучного возвращения. Надо ли говорить, что основную роль в этом сыграло радиотехническое оборудование космического корабля. Для большинства людей полет в космос ассоциируется с эффектными кадрами хроники со стартовых площадок — с пламенем и ревом двигателей ракеты, уносящей космический корабль на орбиту. Но блестящие инженерные решения тех, кто создает ракеты и космические корабли, беспомощны без внешне неэффектной и незаметной стороннему наблюдателю работы радиотехнических систем.

А вот слова самого Юрия Гагарина: «Роль радиосвязи в данном полете я оцениваю очень высоко. Связь позволила мне вести постоянное общение с Землей, принимать команды, передавать с борта корабля информацию о работе всех систем, передавать наблюдения».

На космическом корабле «Восток» было множество радиотехнических систем, а четыре из них были напрямую связаны с обслуживанием космонавтов. Прежде всего необходимо назвать систему радиосвязи с космическими кораблями «Заря». Она оказалась настолько эффективной и надежной, что проработала без особых изменений много лет. Эта система имела два коротковолновых канала в полосе частот от 8 до 28 МГц и УКВ канал {с амплитудной модуляцией при передаче с Земли, с частотной модуляцией при передаче с борта). Аппаратура позволяла при необходимости вести работу и телеграфом с использованием обычного ручного ключа.

При пролете над территорией СССР задейство-вался УКВ канал, поскольку на всей территории страны было размещено достаточно наземных пунктов связи, с одного из которых всегда обеспечивалась прямая видимость космического корабля (при высоте орбиты 220 км она превосходит полторы тысячи километров!). KB радиолиния, работавшая на различных частотах в зависимости от условий прохождения радиоволн, обеспечивала связь в остальное время. Для бортовых KB передатчиков использовалась всенаправленная антенна из двух взаимно перпендикулярных штырей длиной по 3,8 м. При этом КПД антенной системы на высокочастотном крае используемой полосы частот был не хуже 75 %.

Надо отметить, что блоки системы «Заря» были выполнены в основном на полупроводниковых приборах (стержневые лампы использовались только в передающих трактах). Это было большим достижением по тем временам. Общий вес всех блоков системы «Заря» был около 22 кг.

Радиотелеметрическая система «Сигнал» обеспечивала непрерывные контроль состояния космонавта и передачу данных о его самочувствии, пульсе и дыхании на Землю. Она же использовалась для пеленгации корабля, для радионаблюдений за траекторией полета, а также могла быть использована как система резервной радиосвязи. Бортовой передатчик системы работал на частоте 19,995 МГц при излучаемой мощности всего 1 Вт.

Успешная посадка и последующий поиск спускаемого аппарата были бы невозможны без использования эффективных радиосистем. К ним относится система радиообнаружения и пеленгации «Пеленг», работающая в KB и УКВ диапазонах. Наземный KB пеленгатор «Круг» служил для дальнего поиска на расстояниях до нескольких тысяч километров, в то время как подсистемы ближнего поиска точно определяли местоположение приземлившегося космонавта и обеспечивали его радиосвязь с поисковыми средствами.

Система «Радуга» включала в себя средства связи и пеленгации, придаваемые непосредственно космонавту. Они размещались в отделяемой части носимого аварийного запаса и в скафандре. Приборы системы «Радуга» автоматически включались при спуске космонавта на парашюте и обеспечивали определение его местонахождения в KB и УКВ диапазонах (дальний и ближний поиск). Космонавт мог при этом вести радиосвязь {голосом и телеграфом) с поисковыми группами, а также проводить поиск спускаемого аппарата с помощью входившего в комплект коротковолнового пеленгатора.

О степени сложности всех систем космического корабля «Восток» говорит тот факт, что только в непосредственном распоряжении космонавта после спуска были три радиоприбора. Один из них включал в себя УКВ маяк и KB передатчик (режимы — маяк или связной передатчик), второй — KB пеленгатор и приемно-передающую радиостанцию, третий — KB приемно-передающую радиостанцию (с возможностью использовать ее как маяк).

Несмотря на использование в основном германиевых транзисторов (П403, П13 и им подобных), радио-аппаратура нормально работала в интервале температур от -20 до +50° С!

Руководителем работ по созданию комплексной системы для обслуживания космонавта был Л. И. Гусев, а главными конструкторами отдельных систем этого комплекса — Ю. С. Быков (система «Заря»), А. В. Соморов (система «Сигнал»), Н. Н. Несвит (система «Пеленг») и Е. Р. Гальперин (система «Радуга»).

Надо сказать, что упомянутые радиосистемы создавались отнюдь не на пустом месте. Отечественная космонавтика перед полетом человека в Космос прошла славный путь. Нет сомнения, что все последующие достижения космонавтики во многом обусловлены этим величайшим достижением отечественной науки и техники.

____________________
Автор статьи — Сергей Самбуров(RV3DR)
Источник — журнал Радио 2001, №4, стр 1-2

Оставить комментарий: